Устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) - это совокупность технических средств, используемых для управления и обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта (другими словами это средства автоматики и телемеханики, используемые на жд для предотвращения разного рода аварий, столкновений составов поездов, схода с рельсов и прочих). Под этой аббревиатурой скрывается широкий перечень устройств в инфраструктуре управления движением как семафоры, светофоры, звуковые сигнализаторы, пульты управления, стрелки, разного рода приводы, системы блокировки, путевые и управляющие реле и т.д.
В прошлом функции современной СЦБ выполнял станционный и путевой персонал, это стрелочники, постовые сигналисты, начальники станций и прочие служащие железной дороги. В наше же время управление движением происходит в автоматическом и полуавтоматическом режимах, а управляется микропроцессорными специализированными компьютерами. Однако даже в современном мире из года в год в разных уголках земного шара, по причине некорректной работы или отказа систем автоматики и телемеханики, происходят аварии, которые уносят человеческие жизни и наносят большой ущерб подвижному составу и инфраструктуре. СЦБ - самая важная система устройств железной дороги, от её корректной и бесперебойной работы зависит безопасность пассажиров и сохранность грузовых поездов.
Применяемые на жд системы СЦБ как правило имеют централизованное питание. Однако из-за большого разнообразия систем и отсутствия общего для всех устройств отраслевого стандарта питания, часть этого оборудования работает на постоянном токе, а другая часть на переменном, различны также и напряжения питания для этих устройств и требования к наличию резервных аккумуляторов и их ёмкости. Самое главное требование, которое выдвигается к такого рода оборудованию - это надежность возведенная в абсолют.
Добрая доля устройств автоматики и телемеханики (например, электрической и горочной централизации) относятся к потребителям I категории и не должны отключаться ни при каких обстоятельствах. Для этих устройств предусмотрена схема питания от двух независимых источников энергии, при этом необходимо предусмотреть резервное питание от аккумуляторной батареи. Время резервирования работы устройств СЦБ варьируется от нескольких часов и даже до нескольких месяцев. Например батареи поста электрической централизации должны обеспечивать автономную работу реле, оперативно-технологической связи и аварийного освещения в течение не менее 2 часов, а огни входных светофоров должны - не менее 6 часов.
Новые технологии аккумуляторных батарей постепенно проникают и на железную дорогу. Требования железнодорожников к качеству и отказоустойчивости аккумуляторов очень высокие, т.к. батареи устанавливаются не только в помещениях, но очень часто в шкафах на открытом воздухе, на опорах под палящим летним солнцем и даже под землёй. Воздействие окружающей среды крайне отрицательно сказывается на сроке службы свинцовых и никель-кадмиевых аккумуляторных батарей, к тому же их достаточно часто воруют из уличных ящиков. Никель- солевые батареи полностью отвечают требованиям жд к суровой русской зиме и жаркому лету, они надежны - срок службы более 20-25 лет. Никель-Солевые батареи эксплуатируются в различных климатических условиях с разным уровнем подготовки персонала.